Рубрика: Новости

Опера и оперетта как жанры музыкального театрального искусства имеют общие исторические корни. Принцип построения сценического действия, основанный на вокальном исполнении и музыкальном сопровождении, использовался еще в XVI веке. Прообразом современной оперы можно считать итальянские пасторали и мистерии: именно они определили основные закономерности оперной драматургии, активное развитие которой к началу XVIII века привело к возникновению больших серьезных музыкально-драматических произведений и комической оперы. Комическая опера, или опера-буфф, во второй половине XIX приобрела характерные черты самостоятельного жанра, известного как оперетта. Ему свойственны легкое содержание, сочетание песенного исполнения, инструментальной музыки и танца, а также использование значительных по объему фрагментов обычной речи в диалогах, монологах и репликах.
Рассказывает оперная певица Мария Геворгян:
«Действие оперетты отличается стремительностью и развивается вокруг комической или авантюрной ситуации. Ему подчинены характеры героев, столкновение которых усиливает комедийный эффект происходящего на сцене. Оперетта воспринимается зрителями как развлечение, поэтому в ней не исполняются сложные музыкальные и вокальные партии: арии, дуэты, хоровое сопровождение чаще всего имеет куплетно-песенную жанровую окраску, а каждое действие обязательно заканчивается танцем. Хореографию танцевальных номеров в оперетте разрабатывают и для актеров, и для кордебалета – группы танцоров, обеспечивающих второй план сцены.
Опера сформировалась в конце XVIII века как синкретический жанр, объединяющий музыкальное искусство, вокал, драматургию, хореографию и актерское мастерство исполнителей. Основой сценического действия в опере является трагедия или крупномасштабная драма исторического, психологического, социокультурного плана, поэтому характеры героев в ней очерчены объемно и выразительно. Они раскрываются в сольных вокальных номерах: ариях, ариозо, каватинах, балладах. В опере важную роль играет музыкальное сопровождение, которое благодаря симфоническим средствам выразительности подчеркивает напряженность конфликта и позволяет развить идею произведения.
По сравнению с опереттой, опера имеет более сложную композицию. Как правило, она состоит из трех актов с прологом и эпилогом и включает симфонические формы сценической драматургии: увертюры, антракты, балетную музыку, пантомиму.
Оперные вокальные партии также отличаются сложностью; их создают для голосов определенного тембра и высоты: например, для колоратурного сопрано, лирического баритона или лирико-драматического тенора.
Если подытожить различия между двумя жанрами, то получится следующее:
— Оперетта является музыкальным комедийным произведением. Опера – это музыкально-драматическое произведение, в котором действие развивается как трагедия или драма.
— В оперетте вокальное исполнение сочетается с обычной речью. В опере более сложный вокал может быть дополнен музыкальной декламацией – речитативом.
— По сравнению с опереттой, опера имеет более сложную композицию, включающую симфонические формы сценической драматургии.
— Обязательный элемент оперетты – танец, которым заканчивается каждое действие. В опере могут быть использованы только элементы балетной хореографии».

Источник

Другие публикации